Российская черная металлургия пытается выстоять, оказавшись под западными санкциями, и переориентирует сбытовые потоки с европейского рынка на азиатский, но пока без особого успеха. На родине надежды на рост потребления не оправдываются. Кризис усугубляется. Пора привыкать работать с нулевой маржой — рано или поздно цены и спрос пойдут вверх.
Гнев конкурентов
Текущая ситуация в отечественной черной металлургии в связи с кризисом после начала специальной военной операции на Украине — самая тяжелая после мирового экономического кризиса 2008 года: российские сталевары столкнулись с сильнейшим спадом заказов на продукцию.
«Санкционной ласточкой» (правильнее сказать — «подопытным кроликом») с началом кризиса стал владелец компании «Северсталь» Алексей Мордашов. После того как он был внесен в санкционные списки Европейского союза, тамошние потребители принялись в массовом порядке отказываться от продукции его компании. Для «Северстали» это стало сильнейшим ударом, ведь по итогам 2021 года на долю европейского рынка пришлось 2,5 млн тонн стали и свыше 30% годовой выручки компании.
Затем под действие санкций попали акционер «Евраза» Роман Абрамович, владелец Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников, бенефициар Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский. Не тронули владельцев «Мечела» Игоря Зюзина, группы НЛМК Владимира Лисина, Объединенной металлургической компании Анатолия Седых (видимо, оставив их на потом). Во всех случаях использовались надуманные формальные предлоги вроде связей с президентом Владимиром Путиным или оказания поддержки и получение выгод от российского правительства и пр.
Первое время после введения западных санкций владельцы металлургических компаний, похоже, надеялись на переориентацию сбыта с европейского на другие рынки без особых потерь. Но дело оказалось сложнее, чем предполагалось. Иллюзии быстро развеялись, когда Евросоюз ввел прямой запрет на импорт ряда видов стальных полуфабрикатов из России.
Сотрудничество российских металлургических предприятий с потребителями в странах Средней Азии значительных прибылей принести не может. Они и так давно поставляют туда стальной и сортовой прокат, трубы. Крупных заказов оттуда ждать тоже не приходится — там потребление уперлось в потолок. И набирает обороты импортозамещение.
Подробнее на Коммерсантъ: