Первая неделя ноября, предшествующая главному событию года в российской металлургии — 28-й Международной промышленной выставке «Металл-Экспо 2022», выдалась, можно сказать, немного блеклой, без каких-либо знаменательных событий или громких выступлений. Однако и время пока стоит такое — предзимнее. Самое важное и интересное еще впереди. Причем, ждать осталось не очень долго.
Начнем, пожалуй, с самого близкого — российского рынка стальной продукции. Здесь солировала арматура, которая в начале ноября испытала новое падение, опустившись почти что до уровня двухлетней давности, когда подъем, вызванный «коронавирусной» эмиссией, еще не начался.
Есть вероятность, что в дальнейшем цены как раз окажутся на этом уровне, соответствующем 40 тыс. руб. за т или немногим более. Строительный сектор переходит в зиму, снижая спрос, а объем предложения пока остается несколько избыточным. Металлурги, впрочем, заявляют, что дальше отступать не могут, так как достигли предела по себестоимости, однако на всякий случай сбавляют закупочные цены на металлолом.
Следует отметить, что такие процессы характерны сейчас не только для арматуры. По данным Росстата, текущая (еженедельная) инфляция уже несколько месяцев подряд находится практически на нуле. Это означает, что в российской экономике происходит, скорее, дефляция, являющаяся классическим признаком перепроизводства, точнее, недостатка потребления.
Проблемы с экспортом, импортом, инвестициями, эмиграцией и мобилизацией привели к тому, что рынок съежился. Его восстановления, очевидно, придется ждать достаточно долго. Для этого, вероятно, потребуются такие изменения как переход экономики на режим более-менее мирного времени, увеличение государственных расходов на гражданские сектора и проекты, восстановление производственных цепочек путем прорыва торговой блокады или своими силами.
В конце октября глава ЦБ России Эльвира Набиуллина заявляла, что российская экономика достигнет дна, от которого сможет оттолкнуться, летом 2023 г. От этого и будем исходить.
Подробнее на Металинфо: