В последние несколько месяцев российская металлургическая отрасль столкнулась с небывалым санкционным давлением, дефицитом комплектующих для оборудования, логистическими трудностями, острой нуждой в новых рынках сбыта. И все это на фоне небывало высокого курса рубля, ужесточения конкуренции на внутреннем рынке, трудностей в исполнении финансовых обязательств на международных рынках. Какие приоритеты ставят перед собой металлурги в новой экономической и геополитической реальности, когда первоочередной задачей становится выживание бизнеса?
Первоочередные вопросы
Это не первый кризис для российской металлургии. Но в предыдущие кризисы продолжали работать рыночные законы и международные валюты сохраняли стабильность. Теперь же ограничена международная торговля, а курсы международных валют падают. Металлургическая промышленность столкнулась с трудностями в логистике, осуществлении международных сделок, листинге бумаг на международных биржах, исполнении своих обязательств по бумагам перед международными инвесторами… Проблемы можно перечислять долго, и коснулись они всех.
«Разрушаются формировавшиеся годами цепочки поставок, сбоят логистика, платежная и финансовая инфраструктура. И на этом фоне ежедневно меняются правила игры, появляются новые ограничения. В условиях высокой неопределенности мы меняем бизнес-процессы, стараемся выполнять свои социальные обязательства» — так описал ситуацию в отрасли основной акционер НЛМК Владимир Лисин. Он один из немногих публично высказался о ситуации. Ключевым вопросом повестки становится не развитие, а выживание бизнеса, заключил господин Лисин.
Из проектов, которые не состоятся из-за текущего кризиса,— совместный проект ТМК и ЧМК по производству нержавейки мощностью 500 тыс. т. Проект был завязан на импортное оборудование и экспортные рынки. Но производство нержавеющей стали никогда не было сильно развито в России.
«Северсталь» прекратила поставки в Европу после того, как ее основной акционер Алексей Мордашов попал под санкции Евросоюза. Некоторые грузы из России, включая металлы, отказываются принимать европейские порты.
Подробнее на Коммерсантъ: